Что такое детский церебральный паралич?

Содержание:

ДЦП – это группа заболеваний головного мозга, которые проявляются стойкими двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Аббревиатура значит как детский церебральный паралич. Подобный диагноз все родители воспринимают как приговор к пожизненным страданиям, так как он не лечится до конца.

Среди хронических детских заболеваний ДЦП занимает ведущее место во всех странах мира. В среднем, в мире с таким заболеванием рождаются от 1 до 8 детей на 1000 здоровых.

Точной статистики о числе больных ДЦП в РФ нет. По данным разных ведомств, занимающихся лечением и реабилитацией больных, их число колеблется в пределах 160-170 тысяч. Считается, что рост количества больных детским церебральным параличом можно объяснить не только общим ухудшением экологической обстановки в стране, но и успехами в развитии технологий выхаживания недоношенных младенцев весом 500 г. Недоношенность и экология – предположительно основные причины возникновения ДЦП.

Основные симптомы ДЦП

Первые признаки детского церебрального паралича может распознать сама мать, если знает нормы развития ребенка по месяцам:

  • в 2 месяца ребенок уже должен уметь приподнимать голову и грудку (лежа на животе) на короткое время, захватывать ладошкой игрушки, расслаблять мышцы;
  • в 3 месяца после рождения переворачивается со спины на живот, поднимает голову, упирается ногами, когда его удерживают вертикально, пытается привлечь к себе внимание и т.д.

3-mes

Календарь развития ребенка до года по месяцам можно найти в специальной литературе либо попросить в детской поликлинике. При этом следует иметь в виду, что развитие каждого младенца индивидуально, зависит от многих факторов и небольшие отклонения в ту или иную сторону не обязательно свидетельствуют о наличии именно ДЦП. Все сомнения родителям необходимо разрешать на консультациях с врачом-педиатром, который в случае подозрений на заболевания обязательно направит к детскому неврологу для детального обследования.

К признакам наличия детского церебрального паралича следует отнести такие:

  • затруднено сосание и глотание пищи, слюнотечение;
  • задержка моторного развития – ребенок позже сверстников начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить;
  • ребенок преимущественно действует одной рукой ввиду значительной слабости другой половины тела;
  • неестественное положение рук и ног из-за повышенного мышечного тонуса;
  • ребенок не умеет контролировать свои движения (слишком медленные или слишком резкие);
  • на одной стороне тела рука и нога короче, чем на другой;
  • искривление позвоночника, нарушение осанки;
  • нарушения слуха и (или) зрения (косоглазие, близорукость примерно у 75% детей с ДЦП);
  • нарушения умственного развития;
  • судороги (страдают около 30% детей с ДЦП), которые могут появиться через несколько лет после рождения;
  • кариес из-за врожденной недостаточности зубной эмали, невозможность правильного ухода за ротовой полостью из-за параличей мышц губ, щек, языка;
  • неконтролируемые мочеиспускание и испражнения.

Признаки ДЦП могут быть явными и смазанными, их проявление может быть единичным и комбинированным. Для уточнения диагноза обязательно следует обратиться к специалисту.

kosoglazie-u-rebyonka-s-detskim-tserebralnym-paralichom

Диагностика заболевания

Первый медицинский осмотр проходит сразу после рождения детей, когда внимательный врач может оценить состояние новорожденного и заметить первые признаки и основные симптомы ДЦП. Но болезнь может быть сразу и не замечена: некоторые моторные нарушения вполне характерны для родившегося ребенка, а патологические не проявляются в первые часы и даже месяцы жизни. Они могут быть замечены лишь через 1-2 года, когда происходит бурное становление двигательных функций и психических процессов.

Особенно тщательному осмотру на предмет выявления скрытых форм детского церебрального паралича подвергаются дети в следующих случаях:

  • врожденные заболевания;
  • инфицированные во время внутриутробного развития;
  • с низкой оценкой по шкале Апгар (до 5 баллов);
  • подвергшиеся искусственной вентиляции легких;
  • недоношенные дети.

При плановых регулярных осмотрах и при подозрениях на ДЦП оценивается как физическое (состояние мышц, осанки, рефлексов, зрения, слуха, наличие сопутствующих заболеваний), так и интеллектуальное развитие малыша, назначаются лабораторные и инструментальные исследования. Специалист проводит беседу с родителями, выясняя историю развития ребенка, наличие патологий в ходе беременности и родов.

Уточняется диагноз при сомнения в результатах первичного обследования, назначаются дополнительные диагностические методы и их расшифровка специалистами: УЗИ (ультразвуковое обследование) головного мозга, МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), генетический анализ и исследования ДНК – для исключения генетических заболеваний.

6bbfb34b3779af69f29b1e1de3a6d09e

Чтобы исключить инфекционные заболевания, метаболические и гормональные нарушения, проводят общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи.

Причины и факторы риска

Ученые всего мира признают, что до сих пор не установлена окончательная причина возникновения ДЦП у детей. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что существует длинный список предрасполагающих факторов, ведущих к серьезным поражениям центральной нервной системы во время беременности, родов и послеродовой период:

  • хронические (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, гипертония, пороки сердца и пр.) и инфекционные заболевания матери, преэклампсия и эклампсия (повышенное артериальное давление, отеки у матери, белок в моче), злоупотребление при беременности курением, алкоголем, наркотическими веществами, недостаточное питание, неблагоприятная психологическая обстановка;
  • осложнения во время родов (преждевременные роды, крупный плод, многоплодность, асфиксия плода при тугом обвитии пуповины, узкие родовые пути и пр.);
  • патологии внутриутробного развития плода (неправильное развитие головного и спинного мозга, недостаточный вес (менее 1 кг), нарушения кровообращения, внутриутробные инфекции).

Что такое детский церебральный паралич?

На развитие будущего ребенка оказывают негативное влияние резус-конфликт матери и плода, плохая экология, недостаток или переизбыток витаминов и микроэлементов, солнечного света, лечение матери в период беременности серьезными лекарствами.

Причиной ДЦП могут стать в послеродовой период травмы и ушибы головного мозга, плохой уход, недостаточное питание младенца.

Но самым опасным в этом отношении является пренатальный период (то есть до рождения ребенка), когда формируется до 80% случаев заболевания детским церебральным параличом.

2014062053a429c56bb03-jpg

Типология: виды и формы

Форму заболевания детским церебральным параличом у конкретного ребенка можно определить, обобщив степень, тип и локализацию нарушений. Диагностика осуществляется консилиумом специалистов, которые различают З группы ДЦП:

  1. ДЦП истинный (не приобретенный). Мозг ребенка недоразвит, не соответствует нормальным показателям по объему и весу и т.д., его нормальное функционирование невозможно. Таких детей с ДЦП примерно 10%.
  2. ДЦП истинный приобретенный (также около 10%). Ребенок получил нормальное внутриутробное развитие, но мозг грубо травмирован во время родов или вследствие тяжелого инфекционного заболевания и т.д.
  3. ДЦП неистинный, приобретенный. Страдают 80% больных детским церебральным параличом. Его называют ложным, псевдо-ДЦП, приобретенный ДЦП-синдром вследствие родовой травмы и других внешних неблагоприятных воздействий на мозг. В отличие от детей с истинным ДЦП, у них сохранен интеллект, перспективы для полноценной социализации благоприятные.

Для характеристики формы ДЦП часто применяют описание нарушений в конечностях больного. Термин “гемипарез” (от латинского “парез” – ослабление) говорит о том, что ослабление мышц имеется с одной стороны тела, “тетраплегия” (лат. “плегия” – паралич) обозначает парализацию и верхних и нижних конечностей.

simptomy-dcp-u-novorozhdennyx2

Спастическая форма ДЦП характеризуется степенью напряженности мышц. Атетоидная – наличием непроизвольных судорожных движений. Атаксическая – нарушением равновесия и координации.

Спастический гемипарез (паралич) может быть вызван геморрагическим инфарктом (чаще односторонним), врожденной мозговой аномалией или ишемическим инфарктом.

Внутримозговое кровоизлияние может быть причиной ДЦП у доношенных детей. Такие дети начинают ходить позже и на цыпочках, конечности развиваются недостаточно. Руки и ноги короче и тоньше, чем у здоровых детей. Возможны судороги, эпилептические приступы, замедленное развитие речи. Интеллектуальное развитие в норме. При правильном воспитании социальная адаптация таких детей протекает благополучно.

При спастической диплегии (дипарез), или болезни Литтла, наблюдается мышечная скованность конечностей, в основном, нижних, когда ноги двигаются подобно ножницам. Стопы постепенно деформируются. Руки постоянно согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Скованность мышц рук приводит к выгибанию пальцев вверх. Судороги бывают редко. Развивается деформация позвоночника и суставов. Возможны речевые нарушения (дизартрия), снижение слуха, атрофия зрительных нервов, косоглазие. Память снижена, ребенок с трудом сосредотачивается на занятиях. В благоприятных условиях социальная адаптация таких детей с сохранным интеллектом и речью происходит благополучно. Спастическая диплегия наиболее распространена среди детей с ДЦП – примерно 40% случаев.

166

Спастическая тетраплегия (тетрапарез) ввиду обширных повреждений или пороков развития головного мозга ведет к умственной отсталости. Ее причины – внутриутробные инфекции и гипоксия. Примерно половина детей с тетрапарезом страдает эпилепсией, нарушениями слуха и зрения, понимания речи. Нарушенная моторика рук не дает возможности заниматься самообслуживанием и выполнять трудовые действия.

Дискенетический церебральный паралич, как правило, является следствием детской гемолитической болезни и желтухи. Его характеризуют следующие признаки: гиперкинезы, непроизвольные движения, нарушения осанки, параличи, слюнотечение, нарушения зрения и слуха, дизартрия. Однако интеллект страдает редко, дети могут успешно закончить школу, получить профессию.

Атаксический церебральный паралич – наиболее редкая форма ДЦП, предположительно, возникает вследствие родовой травмы лобных долей мозга и мозжечка, врожденных аномалий развития, гипоксии, кровоизлияний, неблагоприятной наследственности. Походка у больного шатающаяся при широко расставленных ногах. Движения сопровождаются дрожью в конечностях, что затрудняет ручную деятельность и самообслуживание. Речь затруднена, наблюдается умеренная задержка умственного развития (олигофрения в степени имбецильности).

Смешанные типы ДЦП характеризуются сочетанием признаков, свойственных разным типам, например, часть чрезмерно напряженных мышц сочетается с другими, чрезмерно расслабленными.

Возможные последствия

Благодаря современному развитию медицины и реабилитационных методик до 90% детей с ДЦП доживает до зрелого возраста и ведет полноценную семейную и общественную жизнь.Телесные деформации и дополнительное напряжение при выполнении обычных для здорового человека действий негативно сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системе. Как следствие, к 40 годам жизни наблюдается их преждевременное старение.

cerebral-palsy-image

У больных к среднему возрасту регулярная работа с обычной продолжительностью рабочего дня становится ощутимо затруднительной, а порой бывает и невозможной. Некоторые взрослые с ДЦП находят выход в надомной работе, когда сами могут регулировать свой график труда и отдыха.

Родители ребенка с ДЦП должны заботиться не только о его физическом развитии и оздоровлении, но и об укреплении психического здоровья. По мере взросления он начнет сравнивать себя с окружающими, оценивать свои перспективы и возможности жизни в обществе, зачастую приходя к неутешительным выводам. Он может страдать от зависти к другим детям из-за того, что не такой как все, эгоизма, неудовлетворенности в отношениях с окружающими и людьми противоположного пола, считать себя лишним, помехой в жизни близких и т.д. Насколько хорошо он научен переносить стрессы и тяготы собственного положения, настолько крепким будет его психическое здоровье в будущем. По статистике, взрослые с ДЦП страдают от депрессии в 3-4 раза чаще, чем здоровые люди.

В зрелом возрасте у людей, страдающих ДЦП, появляются выраженные болевые ощущения в мышцах, суставах, позвоночнике, так как они тратят на элементарные движения значительно больше усилий, чем здоровые люди. У них чаще, чем у сверстников, развиваются артрит, остеоартроз, заболевания позвоночника, мышц и пр. Невозможность сменить положение тела, полноценно дышать и двигаться, заняться физкультурой вызывают боли в различных частях тела и трудно поддаются описанию и локализации.

chl1005cp5k01main

Сочетание ДЦП с другими заболеваниями требует особого ухода, тщательного соблюдения требований гигиены, систематического наблюдения у врачей различной специализации.

Методы лечения

Лечение ДЦП начинается сразу после установления диагноза. Цель – развитие сохранных функций мозга и организма в целом, смягчение спастических симптомов (спастическая диплегия), предупреждение атрофии мышц и развития контрактур. Методы и приемы лечения подбираются с учетом возраста и состояния больного. По необходимости используются специальная ортопедическая обувь и костюмы, гипсование, протезирование.

d035f268-53f0-4f40-bd14-4a99820775f7

Коррегирующие хирургические операции используются как методы устранения укорочения мышц и контрактур, нейростимуляции спинного мозга и т.д. Суть современного метода лечения детского церебрального паралича стволовыми клетками состоит в том, что в поврежденный мозг вживляются здоровые стволовые клетки, которые стимулируют частичное или полное восстановление поврежденных нервных клеток, что обеспечивает положительную динамику в физическом и психоэмоциональном развитии ребенка.

Питание ребенка с ДЦП должно быть полноценным, с обязательным включением мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов (с учетом возраста). Практикуется прием препаратов кальция, витамина С, витаминно-минеральных комплексов (по предписанию врача). Для улучшения метаболизма мозга и его питания, снятия спазмов мускулатуры применяются соответствующие лекарственные средства.

Родителям рекомендуется создание для ребенка режима дня, аналогичного режиму дня для здоровых детей, включающего в себя прогулки на свежем воздухе, посильные игры, чтение, наблюдения за окружающими, общение со здоровыми детьми и взрослыми, закаливающие и лечебные процедуры. Постепенно, с восстановлением и развитием функций организма интеллектуальные и физические нагрузки должны увеличиваться по времени, усложняться по содержанию.

Для каждого ребенка индивидуально должна быть разработана программа физической, социальной и психологической реабилитации. В нее могут быть включены основные, имеющиеся по месту жительства, в специализированных клиниках и санаториях средства:

  • посещение “сенсорной комнаты”, центров (кабинетов) реабилитации для людей с ограниченными возможностями, занятия в бассейне, спортзале, экскурсии;
  • иппотерапия (лечебная верховая езда), зоотерапия (контакты с животными);
  • массаж, занятия ИЗО-деятельностью, рукоделием и др.

Неотъемлемая часть лечения – физиотерапия, магнитотерапия, грязелечение, гидромассаж, парафинотерапия.

800x600_83571_dev-vk-com

Как правило, у больного детским церебральным параличом ребенка нарушается и речевая функция. Педагог-логопед организует специальный курс логопедических занятий и лечебного массажа для мышц речевого аппарата.

С психологической точки зрения для больного важно изменить собственное отношение к своему заболеванию, заставить его перестать жалеть себя, обижаться на свою участь и искать виновных. В дальнейшем это поможет ему обрести внутреннюю уверенность в себе и своих силах, мотивирует к получению образования, профессии, к созданию семьи.

Большая часть современных реабилитационных методик достаточно эффективна при условии правильного и своевременного использования. Их интенсивное применение позволяет восстановить на 60-80% речевые и двигательные функции у больного ребенка. Специальные приспособления делают занятия с ребенком интересными для него, безопасными и эффективными при восстановлении двигательных функций. Применяются ходули, кресла, подъемники, удерживающие устройства.

Психолого-педагогическая реабилитация

В дошкольный период внимание коррекционных педагогов и родителей акцентируется на проблемах подготовки ребенка с ДЦП к школе, к его адаптации в детском коллективе, включение в общественно-полезную деятельность и ее виды. Их усилия направлены на формирование навыков самообслуживания, общения со взрослыми и детьми. Его следует научить передвигаться самостоятельно в коляске, с помощью костылей или палок, пользоваться столовыми приборами, туалетом, самостоятельно одеваться и переобуваться, соблюдать правила поведения в школе и на улице и т.д. Позитивное отношение к окружающим, к занятиям творчеством, учебной деятельности, труду обеспечит максимально полную адаптацию к новым условиям жизни в школьном коллективе.

reabilitacija-detej-s-dcp2

Коррекционно-педагогическая работа проявляется в комплексном подходе, и должна быть обеспечена преемственностью и тесной взаимосвязью всех участников – родителей больного ребенка, психолога, социального педагога, логопеда, воспитателя в детском саду, школьного учителя. Содержание, методы и приемы работы с ребенком выбираются с учетом не возраста, а уровня его физического, психоэмоционального и речевого развития.

В программу коррекционно-педагогической работы включаются задачи развития игровой, учебной, познавательной, трудовой, творческой деятельности, психических, сенсорных функций, развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму, коррекция пространственных и временных нарушений и т.д. Центральный коррекционный процесс включает в себя 3 важных составляющих:

  1. Коррекционное воспитание.
  2. Коррекционное обучение.
  3. Коррекционное развитие.

Это триединый процесс. Ни одно из этих звеньев не может существовать отдельно от двух других. В результате ребенок с недостатками развития должен научиться умственной, нравственной, физической саморегуляции. Патологические психические и физические функции перестраиваются, и формируется новый социальный опыт.

obrazovanie-rebenka-invalida1

Дополнительная информация

Одно из направлений коррекционной работы – работа с родителями, с семьей ребенка-инвалида. Как правило, они находятся в стрессовом состоянии, в постоянных поисках новых средств восстановления здоровья ребенка. Вся жизнь семьи полностью сосредотачивается вокруг него, ограничивается его потребностями. Не имея опыта и специального образования, родители не могут оказать ребенку действенной помощи, не знают, как его воспитывать и чему учить, пребывают в состоянии растерянности. На этой почве нередки внутрисемейные конфликты, разобщенность, взаимные обвинения, возникает угроза распада семьи.

378c223d6d1a76b0fc0a591450f3e74b

Семейный педагог-психолог должен:

  • изучить особенности даже внешне благополучной семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, а также ее потребности, окружение;
  • определить направления, формы, методы оказания помощи членам семьи;
  • найти пути установления тесных контактов с другими специалистами, общественными организациями для оказания полной помощи семье, восстановления ее социальных функций.

Улучшение семейного климата непременно положительно отразится на психоэмоциональном состоянии ребенка и позволит если не вылечить, то улучшить состояние пациента.

Советы родителям

Типичная характеристика состояния родителей ребенка с ДЦП – растерянность из-за неразрешимости свалившихся проблем и страх за его будущее. Чтобы оптимизировать собственное состояние и обстановку в семье, следует, прежде всего, взять себя в руки и тщательно изучить состояние малыша, основные перспективы его развития.

Нужно побеседовать с лечащим врачом, изучить специальную литературу. Необходимо наметить план лечения, развития и воспитания ребенка с учетом его реального состояния с тем, чтобы симптомы ДЦП и их выраженность сошли на нет, насколько это возможно.

Желательно найти пути специализированной и спонсорской помощи.

Дополнительно нужно понять и усвоить правила взаимодействия с ребенком и научить им других членов семьи:

  1. Неуклонно способствовать развитию самостоятельности и активности малыша, ничего не делать вместо него.
  2. Заботиться не только о физическом развитии, но и эмоциональном, нравственном, умственном, потому что в будущем окружающие будут оценивать его личность именно по этим показателям.
  3. Не преуменьшайте и не преувеличивайте возможности ребенка, реально оценивайте их. Только при этом условии он сможет максимально адаптироваться в обществе, почувствовать себя полноценной личностью, хоть это задача и не очень легкая. Гиперопека после года формирует у ребенка потребительское отношение к окружающим и ожидание посторонней помощи там, где вполне возможно обойтись собственными силами. Гипоопека, то есть недостаток внимания и сторонней помощи, формирует чувство заброшенности, способствует возникновению комплексов, развивает неуверенность, низкую самооценку.
  4. Демонстрируйте ребенку свою любовь и радость по поводу его успехов, полностью поддерживайте в случае неудач, организуйте полноценное общение с членами семьи и сверстниками, привлекайте к семейным делам.
  5. Не отказывайтесь от личной жизни и не лишайте своей любви и заботы остальных членов семьи, постарайтесь понять их отношение к ситуации.

Всегда советуйтесь со специалистами по вопросам развития и воспитания ребенка, обменивайтесь опытом с другими родителями детей-инвалидов. Нельзя оставаться со своей бедой наедине. Общение с людьми, у которых похожие проблемы, может помочь в воспитании ребенка с ДЦП.

Рейтинг:

(оценок ещё нет)


Рубрики
Рекомендуемые клиники
Россия, Москва, Восточный, улица Сталеваров, 12Б
Новогиреево
Россия, Москва, Юго-Западный, улица Академика Челомея, 10б
Калужская

Дизайн разработан

floes design